АСПЕКТЫ ПОМОЩИ |
||
|
|
Если Вам угрожают суицидом, покажите, что Вам страшно!
Не отмахивайтесь от слов.
Лучше перестраховаться и попытаться направить человека к психотерапевту или
психологу. Не воспринимайте это как свою слабость, как то, что Вы поддались на
шантаж. Это простая мера предосторожности. Если высказана угроза, Вы обязаны
испугаться. Кстати, фразу: «Тебе бы надо к психологу» (или к психиатру!) тоже
произносите осторожно и не сразу. Человек может воспринять это как попытку
перенаправить его к другому, да еще Вы высказываете сомнение в его психической
полноценности. Помните, обращение к психологу НЕ значит признание себя
сумасшедшим. Поймите это и объясните человеку, обратившемуся к Вам за помощью.
Не пугайте его консультацией у специалиста.
Ни в коем случае не
провоцируйте! Если Вам грозят спрыгнуть в окно, тем более, если это ребенок, не
говорите: «Ну и прыгай!». При конфликте с подростком или очень неуравновешенным
человеком не доводите его до открытой агрессии, агрессия по отношению к другому
может мгновенно переключаться на агрессию по отношению к самому себе.
Если Вы стали свидетелем
самоубийства, у Вас нет времени на преодоление собственного эмоционального
шока. Нужно предпринять быстрые и адекватные действия.
1. Вызвать помощь по телефону 03.
2. Попытаться оказать доврачебную помощь:
-
Остановить кровотечение: на
вены наложить давящую повязку, на артерии (пульсирующая алая струя) – жгут выше
раны.
-
При повешении часто
травмируются шейные позвонки, потому, после того как пострадавшего вынули из
петли, надо избегать резких движений.
-
Если нет пульса, проводить
непрямой массаж сердца и искусственное дыхание до прибытия бригады скорой
помощи.
-
При отравлении вызвать рвоту,
если человек В СОЗНАНИИ!
-
При бессознательном состоянии
следить за проходимостью дыхательных путей и повернуть голову набок, чтобы не
запал язык.
-
Если пострадавший может
глотать, принять 10 таблеток активированного угля.
-
Если пострадавший в сознании –
необходимо поддерживать с ним постоянный!!! контакт, психологически не оставляя
его одного!!!
Суицидальная интервенция
представляет собой процесс предотвращения акта саморазрушения. Она заключается
в контакте с лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной
поддержки и сочувствия в социальном, психологическом и экзистенциальном
кризисе.
Список первых шагов
предложенных к суицидальной интервенции:
1.Поиск признаков
возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки к
самоубийству, депрессию, значительные изменения поведения или личности
человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления
беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и
изолированным.
2.Допускание, что человек
действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он неспособен и
не сможет решится на самоубийство. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает
опасность самоубийства, действуйте. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив
угрозу, - ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего
невмешательства.
3.Установление
эмпатических отношений. Вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете
на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое
зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только
словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах есть время не для
морализирования, а для поддержки. Последующая работа направляется на переход от
страдания, самоосуждения и других переживаний, на осознание и принятие своих
чувств.
4.Эмпатическое слушание.
Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они
не настроены принимать советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей
боли, фрустрации и поиска подтверждения собственной ненужности. Если человек
страдает от депрессии, то ему больше самому нужно говорить, чем беседовать с
ним. Специалистам работающим с этой категорией клиентов необходимо развивать
способность отслеживания и понимания невербального поведения: жесты, мимика,
движения и быть готовым к импульсивным поступкам клиента в кризисной или
посткризисной ситуации.
5.Бесконфликтность. Не
спорьте, не проявляете агрессию если вы неспособны управлять ситуацией,
старайтесь не выражать потрясения от полученной информации. Не вступайте в
дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и
потерять его самого.
6.Поиск ядра конфликта.
Задавайте вопросы, следует спокойно и доходчиво спрашивать о тревожащей
ситуации и о путях ее появления. Выделение конкретных затруднений в поведении
клиента и отделении затруднения от обобщения всей кризисной ситуации.
Простройте вместе с клиентом ситуацию приведшую к суициду. Актуальная
психотравмирующая ситуации может возникнуть из-за распада взаимоотношений с
супругой или детьми. Человек может страдать от неразрешимого горя или
какой-либо соматической болезни. Поэтому следует принимать во внимание все
чувства и беды клиента.
7.Поддержка взрослого
отношения к случившемуся. Не предлагайте утешений, это только приведет к
перекладыванию ответственности за переживание на вас и пассивности в отношении
самого суицидента. Одним из важных механизмов психологической защиты является
рационализация, поддерживайте актуальное переживание не позволяя свести
представление клиента о суицидальной попытке к набору рациональных ходов.
8.Поиск витальных
ресурсов. У каждого человека есть что-то важное в его жизни что помогало
справляться с предыдущими сложностями, ищите вместе с клиентом эти ресурсы. Что
ценно для этого человека, есть ли люди и ситуации которые его еще волнуют.
Здесь очень важно отслеживать поведение, любой признак эмоционального оживления
поможет найти необходимый ресурс для создание альтернативы смерти. Это может
быть: он сам, семья, любимый человек, карьера, воспоминания из прошлого и т.д.
- все что может способствовать поддержке суицидента.
9.Поддержка эмоционально.
Вселяйте надежду, работа со склонными к саморазрушению депрессивными людьми
является серьезной и ответственной. Особо ценным в работе является сосредоточение
на том что специалист работающий с суицидентом говорит и чувствует.
Саморазрушение происходит, если люди теряют последние капли оптимизма, а их
близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Надежды не могут
строится на пустых утешениях, они не возникают из оторванных от реальности
фантазий, а из существующей способности желать и достигать. Когда люди
полностью теряют надежду на достойное будущее они нуждаются в поддержке и в
предложении какой-либо альтернативы. Главный вопрос здесь: “Как изменить
существующую ситуацию?”. Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего
дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Им важно открыть , что не имеет
смысла застревать на одном полюсе эмоций. Человек может любить, не отрицая, что
иногда испытывает откровенную ненависть, смысл жизни не исчезает, даже если она
приносит душевную боль. Тьма и свет, радости и печали, счастье и страдание
является неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования.
Таким образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены
честно, убедительно и мягко. Очень важно подчеркнуть силы и возможности
человека, то, что кризисные проблемы преходящи, а самоубийство бесповоротно.
10.Оценка степени риска
самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства.
Намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей и кончая
разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования
огнестрельного оружия или повешения. Необходимо выявить и другие факторы,
алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоционального нарушений и
дезорганизации поведения, чувства беспомощности и безнадежности. Неоспоримым
фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его
потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, если
депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с
которым он ни за что бы не расстался.
11.Обращение к
специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное
сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует
разрешить непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им
была предоставлена помощь. Самым эффективным является обращение к специалистам
психологам и психотерапевтам занимающимися экстренными кризисными ситуациями в
специализированных центрах. Необходимо объяснить клиенту необходимость
обращения к этим специалистам не теряя время на обход врачей в поликлиниках и
медицинских стационарах.
12.Позиция специалиста.
“Почему необходимо умение
подчинять непосредственные этические реакции профессионально-психологической
установке? Потому , что
1.Утешение и жалость не
совсем то(а часто и совсем не то), что требуется пациенту для преодоления
кризиса.
2.
Житейские
советы, на которые, падки пациенты большей частью просто бесполезны или даже
вредны для них, потакая их бессознательному стремлению снять с себя
ответственность за собственную жизнь.
Психолог вообще не
специалист по житейским советам , полученное им образование отнюдь не совпадает
с обретением мудрости, и, стало быть , факт наличия диплома не дает ему права
делать конкретные рекомендации, как поступать в той или иной жизненной
ситуации. И еще: прежде чем обратиться к психологу, пациент обычно обдумал все
возможные пути выхода из затруднительного положения и нашел их
неудовлетворительными. Нет оснований полагать что, обсуждая с пациентом в той
же плоскости его жизненную ситуацию, психологу удастся найти не замеченный им
выход. Сам факт такого обсуждения поддерживает в пациенте нереалистические
надежды на то, что психолог может решить за него жизненные проблемы, а почти
неизбежная неудача ударяет по авторитету психолога, уменьшая шансы на конечный
успех его дела, не говоря уже о том, что пациент зачастую испытывает нездоровое
удовлетворение от выигранной у психолога “игры”, описанной Э.Берном под
названием “А Вы попробуйте. - Да, но...”
3.
Из
возможных непосредственных этических реакций на беду другого человека -
практическая помощь ему - не может входить в арсенал профессионально
психологических действий просто потому, что психолог при всем желании не может
улучшить его материальное или социальное положение, исправить внешность или
вернуть утраченного близкого человека, т.е. не может воздействовать на внешний,
бытийный аспект его проблем.
Следует:
q
Быть
принимающим и заботливым.
q
Давать
возможность неоднократно возвращаться к обсуждению печальных событий.
q
Подчеркивать
естественность переживаний.
q
Информировать
о системах поддержки личности (например, группы самопомощи).
Не следует:
q
Принимать
просьбы.
q
Рационализировать
события.
q
Давать
неисполнимые обещания.
q
Делать
замечания типа: «У Вас есть еще дети... Это была Божья воля... Не стоит об этом
говорить... Это и без того давит на Вас...»
Психологический кризис
вызывается столкновением личности с непреодолимым в настоящее время
препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных целей, ведущим к
нарушению адаптации в социальной среде. острого состояния, характеризующегося
эмоциональным напряжением, тревогой, растерянностью, дезорганизацией
познавательной активности и поведения. Если кризис затягивается, то к этим
симптомам добавляются признаки вегетативной дисфункции, астенические и ипохондрические
проявления.
Усложнение и стабилизация
симптомов кризисного состояния еще более затрудняет мобилизацию личностных
ресурсов, необходимых для его разрешения, в результате чего подкрепляются
пессимистические концепции будущего и развивается тенденция к формированию
хронического суицидального риска.
В типичных случаях
продолжительность течения психологического кризиса ограничивается сроком от
одной до шести недель. Благоприятный исход психологического кризиса
способствует повышению адаптационного уровня индивида, включая его способность
противостоять кризисам в будущем. Негативный исход кризисного состояния ведет к
суицидальному поведению, либо к патологической дезадаптации индивида,
выражающейся в возникновении очерченных психопатологических состояний и
расстройств.
Исходя из того, что в
психологическом кризисе на первый план выступают непатологические изменения
психики и поведения, в комплексной терапии кризисных состояний психотерапия
занимает центральное место и имеет ряд специфических особенностей.
Ближайшие задачи
психотерапии (выход из кризиса) сочетаются с отдаленными целями (повышение
адаптационных возможностей личности).
На первом этапе пребывания пациента в стационаре
осуществляется эмпатическая поддержка, осуществляемая за счет свободного режима,
способствующего быстрейшей внутристационарной адаптации пациента, его включение
в психотерапевтическую среду отделения. Наличие психотерапевтической атмосферы
в открытом отделении является важным средством профилактики внутристационарных
суицидов. Вовлечение пациента в психотерапевтическую среду позволяет
использовать динамику взаимоотношений, эмпатическую и практическую поддержку
членов внутристационарного сообщества для ускорения его выхода из кризиса,
купирования аффективных расстройств, ослабления психической напряженности,
тревоги, растерянности. Результатом указанной поддержки является устранение
ощущения уникальности и безвыходности ситуации, осознание пациентом
разрешимости его проблемы, появление уверенности, что есть окружение, способное
принять его таким, какой он есть, поддержать и оказать помощь.
Второй этап психотерапевтической программы -
создание у пациента активной установки на самостоятельное преодоление кризиса.
Все виды применяемой помощи ориентированы на мобилизацию собственных психологических
резервов пациента. На групповых и индивидуальных занятиях пациент локализует
главную проблему, выделяя ее из многих сопутствующих жизненных трудностей и
неудач; сам осознает желательный для него исход кризисной ситуации и находит
адекватные для достижения такого исхода средства. В итоге кризисного
вмешательства пациент должен осознать, что он самостоятельно решил свои
проблемы, а не получил готовые “рецепты” поведения от специалистов; только в
этом случае психотерапевтическая помощь не будет ограничена выведением пациента
из данного кризиса, а усилит адаптационные возможности личности, послужит
профилактике кризисных состояний в будущем. Таким образом, на этапе кризисной
интервенции позиция психотерапевта должна быть скорее партнерской, нежели директивной,
а методы воздействия - косвенными и мягкими.
Третий этап т р е н и н г а н а в ы к о в
адаптации проводится, когда решение проблемы пациента требует расширения
докризисных адаптационных возможностей индивида.
Фундаментальные вопросы в суицидальной психокоррекции
Одним из главных аспектов
который рассматривается в контексте суицидальной психокоррекции является - нравственное
чувство.
Будучи с одной стороны,
инструментом, осуществляющем зависимость жизнедеятельности человека и его
организма от нужд, чувств, интересов, ценностей и норм других людей, общества,
нравственное чувство, с другой стороны, является регулятором энергетического
обеспечения переживания, поведения человека и любой активности его организма.
Но каким бы практически выгодным ни выглядело бы поведение, если оно грозит
привести к результатам, противоречащим нравственному чувству, такое поведение
эмоционально тормозится. Попытки “поведенчески” влиять на нравственное чувство
обнаруживают, что трудность не столько в его осознании, но и в том, что оно
зависит не от влияния разума, волевых решений, а от отношения к предмету
чувства актуальной или прошлой - формировавшей человека - референтной для него
группы. Нравственное чувство формируется в своей основе уже в досознательном
детстве, но доступно социальному влиянию, развиваясь всю жизнь. Изменение
характера референтной группы или ценностей и норм в прошлой группе создавало
условия, побуждающие к изменению нравственных оценок. Формирование личности, то
есть и неосознанного нравственного чувства, происходит в процессе активного
сознательного и неосознанного выбора и освоения той или иной культуры.
Подавление инициативы, особенно в детстве, делает освоение культуры,
формирование зрелого нравственного чувства невозможным. Оставляет человека не
включенным в свою общественную среду, одиноким среди людей, отгороженным от
них. Это предопределяет неприспособленность, беспомощность и болезнь. Таким
образом, отсутствие в обществе инициативы, индивидуальности делает такое
общество антагонистичным человеку, а человека оставляет инфантильным, обиженным
на людей, на общество, потребителем , не участвующем в общественном процессе.
Отношения “Родители и
дети” - важнейшим
компонентом в работе с суицидальными пациентами является осознание последними
своих ролей в семейных отношениях. Когда родители не замечают истинных
потребностей ребенка в чувственном принятии, в создавшейся атмосфере
эмоциональной холодности с ориентацией на формализованные отношения в семье ,
все это толкает подростка в своем самовыражении и отрицании сложившийся
ситуации на крайние меры, в том числе в попытку обращения внимания на
собственное существование через самоубийство.
Женская
безынициативность
- девочки-подростки попадающие на реадаптацию в РКС , большей частью
безынициативны, воспитанные в системе безусловной греховности своего
существования, где каждое “живое” проявление считается необоснованным. И
заменяется возможными видами материального благополучия с последующей
претензией на невозможность со стороны таких девочек искренних отношений к
привычной семейной среде. Предлагая своей дочери, мама безразличная к себе как
женщина, “делай как Я!”, создает для такой девочки вариант существования
единственно приемлемый для нее самой получает в ответ суицид дочери.
Обесценивание мужчин - превращает таких девочек в
безразличных не только к себе, но и к другим. Создает потребительскую
ориентацию в отношениях между женщиной и мужчиной, в формирующихся семейных
отношениях и последующего влияния на следующее поколение. Неудовлетворенность,
несостоятельность, эмоциональная холодность или демонстрация псевдопереживаний
переходящие в болезненные истерики, толкают мужчин в агрессивное
самоутверждение, они спиваются. Обесценив реальных мужчин, женщина лишается
быть выбранной, признанной - любимой, ощущает себя ненужной, теряет жизненные
смыслы и после этого единственный выход в таком бесперспективном мире -
самоубийство.
Культ страдания - характерный для России. Отказ от
себя, от собственной жизни в пользу проживания жизни мужа , детей,
родственников, работы. Страдание оставляет о счастье только мечтать погружаться
в грезы собственных или чужих фантазий, но на корню тормозит любую свою
активность, которая могла привести к осуществлению своей мечты. Мечтать можно -
быть счастливым нельзя...